Кафедра философии ГУУ

Гарантия. Уверенность. Успех

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Риторика менеджмента

E-mail Печать PDF

Риторика — необходимый предмет, реализующий идею обновления содержания образования. Она учит общению и убеждению. Известный древнегреческий оратор Горгий писал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить… Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет». Это подлинный гимн риторике, данный еще в  IV веке до нашей эры.

Почему же риторика так важна для нашего времени вообще  и для обучения в нашем университете в частности?

Риторика формирует качества цивилизованного менеджера, способного «изобретать» мысли и действия, облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам, уметь создавать и вести диалог, управляя им, опираясь при этом на риторические знания и умения.

Грамотная и красивая речь всё чаще становится одним из требований при устройстве на работу. Высокий уровень владения речью — это несомненное конкурентное преимущество. Чтобы хорошо зарабатывать, надо хорошо говорить —  умение так разговаривать превратилось в товар. Самая главная формула успеха — знание, как общаться с людьми, а это возможно, только разговаривая с ними. Овладение риторикой помогает воспринимать речь, извлекая нужные смысла для принятия оперативных решений; помогает анализировать собственную речь, избавляться от речевых ошибок, помогает получить знания о законах и правилах подготовки публичной речи; установить контакт с аудиторией, создавая доброжелательную атмосферу общения; помогает сформировать позитивный профессиональный имидж, ясно, точно и доступно излагая свои мысли; управлять процессом общения, ориентируясь в различных ситуациях. Всё это рассматривается как составная часть общей и профессиональной подготовки специалистов в области менеджмента.

Еще раз отметим, что риторика предназначена для повышения уровня владения речью, развития коммуникативного умения вести деловые переговоры, отстаивать свою позицию, опровергать доводы оппонента, уметь подготовить выступление по различнвым проблемам, различать общение и псевдообщение; даёт знание социально-психологических особенностей аудитории; выявлять особенности деловой коммуникации в различных странах;  помогает использовать различные приёмы разрешения конфликтов, помогает защититься от  манипуляций  в общении; и в целом — воспитывает культуру речевого поведения в различных средах.

Подготовка высококвалифицированных специалистов без обучения основам риторики не отвечает требованиям времени. Мировая практика показывает, что в странах, где возвращение к искусству речевого общения произошло раньше, чем в современном российском образовании, специалисты любой из сфер деятельности проходят соответствующую речевую подготовку, поскольку речевое поведение менеджера, юриста, будущих руководителей фирм, социологов, психологов должно быть определенным образом сформировано. Мы часто ссылаемся на образовательный процесс в других странах — особенно в США. Современной риторике в США принадлежит центральное место как в системе теоретического гуманитарного знания, так и в системе учебных предметов от школы до университетов различного профиля. Более того, риторика в США не просто наука, но как бы предмет государственной идеологии, а потому направляется и охраняется государственной системой образования. В американских учебных заведениях риторика понимается (как и в античности) как наука и как искусство — знание, превращающееся в действенное умение. Каждый наш день полон множеством событий, в которых участвует наша речь: от утреннего приветствия, встречи  с сослуживцами, общения с продавцами в магазинах, кафе до вечернего пожелания спокойной ночи. Всё это является «речевыми событиями», в ходе которых складываются и накапливаются впечатления, возникают определенные психологические реакции, формирующие картину мира, осознание того, насколько верно и как нас понимают. Всё это результат речевых взаимодействий.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников радио- и телепередач, наблюдаем их некорректное речевое поведение. Риторика воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры и значит, культуры вообще. Ведь культура, по выражению известного литературоведа Юрия Михайловича Лотмана, это то, как мы общаемся.

Вам предстоит жить в сложном и противоречивом  мире. С одной стороны, это мир новейших достижений в области техники и технологии, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию по Интернету. С другой стороны, это мир, в котором люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью.

Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности. Риторика учит: будь внимателен к своему слову; помоги другим и словом и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Нас, привыкших делить мир на черное и белое, риторика учит гуманитарному мышлению. Учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом? Как тактично оценить чью-то работу, чтобы у человека не опустились руки, а возникло желание сделать ее лучше? В этом значение риторики как предмета, помогающего искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций.

Таким образом,  риторика развивает способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Риторика формирует позитивное отношение к миру, к личности, поиск конструктивных решений возникающих проблем. Почти всегда при решении проблемы возможен вариант, благоприятный для всех участников общения.

Риторика учит оценивать свою и чужую речь, развивает аналитические умения. Анализируя речевую ситуацию в процессе общения, мы учимся адекватному речевому поведению, так как учитывает, с кем говорить, с какой целью, где, когда и как.

Тем самым риторика помогает совершать меньше ошибок в общении, а значит, меньше подвергаться стрессам.

Риторика готовит к будущей жизни — успешной работе в коллективе, когда потребуется сотрудничать с сотрудниками и начальством; возможно, общаться с клиентами или подчиненными. Следовательно, риторика выполняет важный социальный заказ.

Итак, знания и умения, полученные при изучении риторики, обогатят наш духовный мир, повысят общую культуру (в том числе и коммуникативную), разовьют важный для каждой личности психологический настрой на сотрудничество, толерантность, конструктивный подход к решению различных проблем.

АННОТАЦИЯ

Учебной дисциплины Риторика менеджмента

Авторы

К.ф.н., доц.Кривощапова Н.М.

Цели и задачи

(миссия)

Овладение риторикой помогает верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, быстро воспринимать речь во всех видах слова, извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, анализировать собственную речь, получить знания о законах и правилах публичной речи, уметь подготовить выступление, учитывая особенности аудитории; установить контакт с аудиторией; создать доброжелательную атмосферу общения; сформировать позитивный  профессиональный  имидж; вырабатывает способности осуществлять деловое общение, в том числе и в конфликтных ситуациях, учитывает последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности, рассматривая всё это  как составную часть общей и профессиональной подготовки специалистов по менеджменту.

Уровень обучения

Бакалавриат

Трудоемкость (в часах и кредитах)

72 часа

Блок дисциплин

Риторика

Компетенции, формируемые и развиваемые указанным

курсом

Формирование качеств цивилизованного менеджера, способного «изобретать»

мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам, уметь создавать и вести диалог, управлять им, опираясь на риторические знания и умения, способен к анализу и проектированию

межличностных, групповых коммуникаций; помогает овладеть различными

способами разрешения конфликтных ситуаций, способен решать управленческие задачи, связанные с бизнес-общением в различных ситуациях.

Аннотация

курса

Курс содержит знания  о предмете риторики в ее историческом развитии,

показывает категории, законы и принципы общения, в том числе делового

общения; позволяет определить различные виды общения, помогает развить коммуникативные умения вести деловые переговоры, отстаивать свою позицию, опровергать доводы оппонента; помогает защититься от манипулирования;

различать общение и псевдообщение; выявлять особенности деловой

коммуникации в различных странах;  даёт знания социально-психологических особенностей аудитории; помогает  использовать различные приёмы разрешения конфликтов и в целом — воспитывает культуру речевого поведения в различных

средах.

Перечень тем

курса

Введение. Риторика как наука и учебная  дисциплина

Раздел 1.Ораторская речь как процесс

Тема 2.Речь и язык, виды речевой деятельности. Методика подготовки речи. Особенности презентационной речи.

Тема 3.Средства выразительности в ораторской речи: фигуры и тропы.

Тема 4.Оратор и аудитория. Культура ведения полемики.

Тема 5. Понятия менеджмента, коммуникации, виды, барьеры коммуникации,

их преодоление. Деловая коммуникация.

Тема 6.Переговоры как разновидность делового общения: подготовка, начало, приемы ведения, завершение и анализ результатов.

Тема 7. Манипуляции в общении. Виды манипуляций. Защита от манипуляций. Этика делового общения (Англия, Германия, США, Китай, Латинская Америка, арабские страны).

Раздел 3. Техника ораторской речи.

Тема 8. Преодоление ораторского страха. Ораторские ошибки. Техника речи.

Список

литературы

Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или игра по правилам.М., 2004 г.;

Бредемайер К.Искусство словесной атаки. М.,2006 г.; Введенская Л.А.,

Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2002 г.; Гойхман О.Я.,

Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997 г.;  Кинг Лари .Как разговоривать с кем угодно, когда угодно и где угодно.М., 2006 г.; Кови Стивен

Р. 7 навыков высокоэффективных людей.М.,2007 г.; Лидс Дороти. Убедительная

речь. Как привлечь, заинтересовать и воодушевить аудиторию. М., 2008 г.;

Секреты ораторского мастерства. М., 2003 г.,; Свитман Б. Общаться успешно.

Как? М.,2007 г.; Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991 г.;

Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. М.-Минск,2008 г.; Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. М., 1996 г.; Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М., 1997 г.;  Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. Психология манипулирования. Минск.2000 г.;

Новизна курса

Курс ориентирован на практическое применение теоретических основ общей и частной риторики в решении задач делового общения и  бизнес-коммуникаций менеджера.

Программу дисциплины можно будет скачать с нашего сайта в ближайшее время. Следите за обновлениями. 


 

Неделя в ГУУ

Вход на сайт